Сезонность ротавирусной инфекции. Кишечные заболевания.

Убиквитарный характер ротавирусной инфекции определяет некоторые ее особенности, связанные с различными географическими и климатическими зонами земного шара, имеющие, однако, и общие, присущие для всех континентов проявления. Одним из них является циркуляция ротавирусов и регистрация заболеваемости на протяжении всего года. Этот факт подтверждают в своих наблюдениях многочисленные исследователи, систематически проводившие диагностику ротавирусной инфекции в течение всех периодов года при многолетних наблюдениях: Васильев Б. Я. и др. (1989); Singh Р. et al., (1989); Puerto Г. et al. (1989); Рындич А. А. и др. (1991); Pipittajan P. et al. (1991); MMWR (1991); O’Ryan M. et al. (1996); Araki K. et al. (1996); Dodet B. et al. (1997).

Особенностью, отмечаемой абсолютным большинством исследователей, является выраженная сезонность ротавирусной инфекции, что может служить ее эпидемиологическим отличием от других острых кишечных заболеваний. Как будет видно из приведенных работ, ротавирусные гастроэнтериты в странах с умеренным климатом регистрируют чаще всего в холодное время года, захватывающее осень, зиму и весну, а в странах с жарким климатом — в период дождей.

По данным большинства отечественных исследователей (Ха-устов В. И. и др., 1989; Васильев Б. Я. и др., 1989; Кравченко Т. М. и др., Рындич А. А. и др., Спыну К. И. и др., 1991; Константинович Е. И. и др., 1992), в Российской Федерации сезон наибольшего распространения ротавирусной инфекции захватывает зимне-весенний период — с декабря по март включительно. Об этом свидетельствуют данные, полученные Хаусто-вым В. И. и др. (1989) при обследовании зимне-весенних вспышек, когда частота обнаружения RV варьировала от 40 до 100%, а серологические исследования обнаружили 68,7% достоверных сероконверсий в сыворотках крови заболевших. Кравченко Т. М. и др. (1991), исследовавшие 978 проб фекалий от больных ОКЗ, обнаружили ротавирус в феврале в 19% проб, марте — в 10,9%, апреле — в 12,3%, мае — в 5%, июне — в 11,2%, а в июле и августе — всего в 2,5% проб. Константинович Е. И. и др. (1992) в качестве эпидемического периода подъема заболеваемости RV инфекции отмечают декабрь-март.

В ходе собственных исследований мы обнаружили, что помимо зимне-весеннего периода подъем заболеваний RV гастроэнтеритами захватывает и осень, начиная с сентября среди детей и с октября — среди взрослых.

Расширение периода сезонного подъема заболеваемости, вероятно, объясняется сосредоточением больших масс восприимчивого населения на достаточно ограниченной площади в условиях такого мегаполиса, каковым является Санкт-Петербург.

Данные, полученные отечественными авторами, в целом согласуются с результатами работ зарубежных исследователей, которые также отмечают з и мне-весеннюю сезонность ротавирусной инфекции. Причем страны, обладающие достаточно большой территорией, располагающейся в различных климатических поясах, регистрируют пик заболеваемости в один и тот же эпидсезон, но в различные месяцы. В этом плане чрезвычайно интересны данные Центра по контролю заболеваемости США, охватывающие двухгодичный период наблюдений (с января 1989 по ноябрь 1990 г.), когда было проведено исследование 48035 проб (от 1410 до 3275 проб ежемесячно) и показано, что процент позитивных материалов в зависимости от времени года колебался от 36 до 5,6% (MMWR, 1991). За этот период пики уровней позитивной детекции ротавирусов у заболевших варьировали по регионам, начиная с декабря на Западе (36% позитивных проб), февраля на Центральном Севере (49%), марта — на Северо-Востоке (47%). В июне ни в одном из регионов выделяемость ротавирусов не превысила 16%.

Аналогичные данные получены в период 1991-1996 гг., когда на территории США в 79 лабораториях было обследовано 118716 образцов фекалий. Отмечено, что на севере США пик заболеваемости RV инфекцией отмечался в октябре—декабре, на юге — в апреле-мае (Torok Т. et al., 1997).

Эпидемиология ротавирусной инфекции в 5 различных регионах Азии была изучена Araki К. et al. (1996). В период с 1991 по 1994 гг. авторы исследовали заболеваемость RV гастроэнтеритами в Saitama, Shizuoka, Taichung, Hong Kong и Beijing и показали, что спорадические случаи заболеваний регистрировались на протяжении всего года, а сезонный подъем заболеваемости в январе — в Hong Kong, в феврале — в Saitama, в марте — в Taichung и Shizouka. По данным Kuzuya М. et al. (1998), пик заболеваемости RV инфекцией в Японии приходится на март-апрель месяцы.

Следует отметить, что в странах с жарким тропическим или субтропическим климатом зарегистрированная сезонность также связана с холодным временем года или с периодом дождей (Cardoso F. et al., 1992; Bishop R., Akhter J. et al., Araki K. et al., Taborska J. et al., 1996; Saidi S. et al., Dodet B. et al., 1997; Parashar U., Gomez J. et al., 1998).

Наряду с этим имеются единичные сообщения об аномальных проявлениях циркуляции RV. Так, Stewien К. et al. (1991), публикуя результаты двухлетнего изучения сезонных особенностей ротавирусных гастроэнтеритов в Бразилии, отмечали, что в 1986 г. подъем заболеваемости имел место в сезон дождей, а в 1987 г. наблюдали два пика заболеваемости — в сухой и дождливый периоды. Вероятно, подобные колебания пиков заболеваемости в одной и той же стране, одной и той же географической зоне и климатическом поясе, но в различные годы, объясняются колебаниями погодных условий, а также эпидемической ситуацией в изучаемом регионе.
   

Хотите получать свежие статьи?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий