Амортизация нематериальных активов.

Сущность показателя.

Метод восстановления (вычитания или списания) капитальных затрат на создание нематериальных активов за установленный срок.

Почему этот показатель столь важен?

Амортизация позволяет компаниям точнее оценить свои истинные затраты и, следовательно, чистую прибыль. В процессе работы большинство предприятий приобретают нематериальные активы, такие как патенты на изобретение, широко известную торговую марку или товарный знак. Поскольку эти активы содействуют росту доходов компании, их стоимость можно — и разрешено — вычитать из будущих доходов в течение нескольких лет при условии соответствия процедуры принятой учетной практике.

Один из способов сделать преступность невыгодной — доверить государству управлять ею.

Как этот показатель работает на практике?

Для нематериальных активов используется равномерная амортизация: начальную стоимость делят на прогнозируемый полезный срок службы актива. Например, если патент приобретают за 10 тыс. ф. ст. и планируется использовать его на протяжении 10 лет, то ежегодная сумма амортизации равна 1 тыс. ф. ст.:

£10 000/10 = £1000 в год.

Сумма накопленной амортизации с момента приобретения актива заносится в бухгалтерский баланс компании как расходы в раздел амортизируемых нематериальных активов.

Хотя формула простая, амортизация может включать различные неденежные расходы, уменьшающие чистую прибыль и/или стоимость актива. Это уменьшение стоимости невосстанавливаемых ресурсов, списанные суммы, расходы будущих периодов, отложенные начисления.

Для целей финансовой отчетности нематериальный актив амортизируется на протяжении нескольких лег. Амортизационный срок службы (или «полезный срок службы») нематериального актива — это время, в течение которого он экономически выгоден. При определении полезного срока службы учитывают несколько факторов: например, спрос и конкуренцию, моральное устаревание, правовые и договорные ограничения, возможность продления срока, ожидаемый полный срок службы.

Разрешается амортизировать следующие нематериальные активы.

- Авторские права, исходя из суммы, потраченной либо на их покупку, либо на самостоятельную разработку, плюс затраты, понесенные при выполнении работы (заработная плата или материалы, например). В настоящее время авторское право дается корпорации на 75 лет, а частному лицу — на всю жизнь автора плюс 70 лет. Однако прогнозируемый полезный срок службы авторского права обычно намного короче юридического, и, как правило, амортизацию выполняют за достаточно короткий период.

- Стоимость франшизы, включая плату франшизодателю, а также юридические издержки приобретения. Если франшиза выдается на ограниченное время, то ее стоимость необходимо списывать на протяжении всего этого периода. Для неограниченной по времени франшизы длительность периода амортизации должна находиться в разумных пределах, например, не превышать 40 лет.

- Обязательство не участвовать в конкуренции. Согласие продавца компании не открывать конкурирующую фирму на определенной территории в течение оговоренного срока. Стоимость такого обязательства амортизируется в течение договорного срока или прогнозируемого экономического срока службы, если он меньше.

- Затраты на сервитут(право пользования чужим земельным участком), если речь идет о праве сквозного проезда, можно амортизировать при условии ограниченного и оговоренного срока действия такого права.

- Патенты, как разработанные собственными силами, так и купленные. При самостоятельной разработке «база амортизации» патента (т.е. постепенно списываемая стоимость) включает в себя юридические издержки, понесенные при подаче заявки на патент. Обычно патент амортизируется на протяжении законодательно установленного срока действия или остаточного срока действия в случае покупки патента.

- Товарные знаки, торговые марки (бренды), торговые названия должны списываться на протяжении не более 40 лет. Но поскольку стоимость этих активов зависит от изменчивых вкусов потребителей, их часто амортизируют в течение более короткого периода.

Важные детали.

- При определенных условиях допускается амортизация компьютерного программного обеспечения в зависимости от его назначения. Обычно амортизируемому программному обеспечению отводят 60-месячный срок службы, но допускается и более быстрая амортизация.

- При определенных условиях допускается амортизация купленных списков потребителей, если продемонстрировать, что этот список имеет конечный срок службы, т.е. что через какое-то время включенные в список потребители, скорее всего, будут потеряны.

- Ежегодные платежи по франчайзинговому договору немедленно относятся на расходы.
   

Хотите получать свежие статьи?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий