Мидраши.

Мидраши — уникальная коллекция моральных и этических комментариев к Библии, начало которым было положено в VI веке до н.э. Сам способ комментирования был уникален. Комментатор следовал одному из двух методов. При первом подходе, процитировав стих из Библии, он сопровождал его притчей о поступке какого-нибудь человека или людей и проводил параллель между этим поступком и деянием Бога.

Например, в книге Бытие 38:1 мы читаем о том, как Иуда оставил своих братьев, разыскивая друга из Ханаана, и встретил молодую женщину, от которой имел двух сыновей, Ира и Онана, причинивших ему позднее так много скорби. Там упоминается также история Фамари, невестки Иуды. И, невзирая на его личное горе, ему было обещано, что «скипетр останется в руках» его потомства!

Таким образом, Мидраши интерпретируют личную трагедию Иуды как урок, дабы смирить его гордое сердце и удостоить его, обретшего скромность, чести стать отцом его наследников — царя Давида и грядущего Мессии. Заметьте, что цитаты из Псалмов прямо связаны с уроком, описанном в Мидрашах.

Другой подход предполагает цитирование Библейского стиха, который, на первый взгляд, никак не связан со стихом, поставленным в заголовок. В этом случае второй стих следует понимать не как притчу, а как своего рода объяснение или аллегорию, проливающую свет на стих заголовка. Например, каков смысл первых стихов Библии: «Вначале...» была тьма над бездною»? На это отвечает следующий комментарий из Мидраша Рабба (на книгу Бытие, 9:2):

Вначале Господь создал Небеса и Землю. Рабби Танхума открыл дискуссию, сказав «Все сделал Он прекрасным в свое время...» (Екклесиаст, 3:11). Рабби Абаху сказал: «Так мы приходим к пониманию того, что Господь Благословенный создавал миры и разрушал их до тех пор, пока Он не сотворил Небеса и Землю. И тогда Он сказал: «Те не были угодны мне, этот угоден мне!»
   

Хотите получать свежие статьи?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий