Конец фосфатного рая.

Правительство России регулярно озвучивает планы о коренной перестройке экономики и отказе от её сырьевой направленности. Но пока все усилия не приносят ощутимого результата. А к чему в перспективе может привести ориентация только на добычу полезных ископаемых? В миниатюре пример этого показывают некоторые страны Океании. Например, Науру. 

Это одно из самых крошечных государств мира, располагается на одноименном острове в Тихом океане. Население его лишь немногим больше десяти тысяч человек. Основа былого богатства страны – залежи фосфатов. Образовались они благодаря птицам. Множество лет они гнездились здесь, закладывая фундамент будущего обогащения.

Предшественником Науру был островок Макатеи, входящий в состав Французской Полинезии. Разработку вели предприниматели - французы, рабочих привозили с архипелага Туамоту, удобрения покупали в основном японцы. Здесь была первая в Океании железная дорога, первоначально использовавшаяся в подземных укреплениях линии Мажино во Франции. Из-за тяжелых условий работы и почти полного уничтожения ландшафта это место называли Тихоокеанским адом. Гуано на атолле начали добывать в 1908 году и закончили в 1966.

После обретения независимости в 1966 году правительство Науру провело национализацию добычи полезных ископаемых. До этого их разрабатывали британские, австралийские и новозеландские компании. Население было освобождено от налогов, тратило средства на предметы роскоши и автомобили. Рабочую силу завозили с соседних островов, возводили для нее жилье. Строили погрузочные терминалы. К 1980-му году уровень жизни приближался к показателям европейских стран. Вырученные от фосфатных разработок деньги вкладывали в недвижимость за рубежом, понимая неизбежность истощения ресурсов. Но в девяностых годах разразился кризис, обусловленный истощением месторождений фосфатов.

Граждане оказались у черты бедности. Окрестности стали превращаться в кладбище старых автомобилей и заброшенных промышленных объектов. Опустели специально построенные жилые помещения для иностранных рабочих. Многие семьи шахтеров, приехавшие в поисках лучшей жизни, потеряли рабочие места. Не имея возможности переехать назад, они остались доживать в разваливающихся домах.

За годы промышленного бума природе атолла был нанесен непоправимый урон. Сейчас 3/4 территории занимает каменистая пустыня с «лунным ландшафтом». Был практически уничтожен весь тропический лес, покрывавший когда-то остров.

На сегодняшний день безработные составляют 90% населения. С 2001 по 2008 год всем выплачивались государственные дотации за счет содержания австралийского центра, предназначенного для беженцев. Но он закрылся. Были забыты традиционные промыслы, чтобы вновь обучить граждан искусству ловли рыбы, пришлось приглашать рыбаков из Кирибати и Тувалу.

Топливо в страну поставляется из Австралии. Большинство бензоколонок и магазинов принадлежат китайцам. Только они продолжают извлекать прибыль из практически обанкротившейся страны.
   

Хотите получать свежие статьи?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий